- Книгопечатание
-
КНИГОПЕЧАТАНИЕ — комплекс производственных процессов по изготовлению печатной книги. Началом К. считается изобретение так называемого ксилографического способа печати (ксилография). Этот способ сводился к гравированию изображений, подлежащих воспроизведению, на деревянной доске, которую затем закатывали краской, покрывали бумагой и получали нужное количество идентичных оттисков. Следующим этапом развития К. явилось изобретение в XI в. подвижных литер. В Европе ксилографический способ был применен в начале XV в., а вскоре, примерно в середине XV в., появляются и подвижные литеры. Создателем К. с использованием печатного пресса в Европе признан И. Гуттенберг. Официальной датой появления печати подвижными литерами в Европе считается 1440 г. В России начало К. относится к середине XVI в., когда первопечатник И. Федоров вместе с П. Мстиславцем организовал в Москве типографию (1563 г.), где отпечатал первую русскую датированную книгу "Апостол". До начала XIX в. техника печати не претерпела существенных изменений: единственным печатным аппаратом оставался ручной печатный станок. В XIX в. появляется металлическая печатная машина с цилиндром, прижимающим бумагу к печатной форме. К этому же времени относится усовершенствование стереотипного процесса. Вскоре были сделаны попытки механизировать наборные процессы. В решении этой проблемы выдающаяся роль принадлежит русским изобретателям. В 80-х гг. XIX в. появилась строкоотливная наборная машина, линотип, а в 90-х гг. — буквоотливная наборная машина, монотип. Коренные изменения в XIX в. произошли в печатных процессах (изобретение литографии и офсетной печати), в развитии фотомеханических процессов (растрирование), а также в механизации брошюровочно-переплетных процессов. XX в. ознаменовался внедрением в полиграфию электронных машин, фотонабора, автоматизацией многих процессов производства. Конец XX в. — это начало цифровых и лазерных технологий на базе компьютерных систем. Изменилась даже суть полиграфии: наблюдается переход от идентичных копий в тираже к многовариантности экземпляров издания в пределах тиража.
Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт. Стефанов С.И.. 2004.